|
|
|
Субъекты Федерации
В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.
Федеративное государство, или федерация (лат. foede-ratio — союз, объединение) — это форМа государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью. Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлен раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий — субъектов федерации.
Федерализм в России:
- является одним из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на территории РФ;
- способствует демократизации управления государством: децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.
Создание различных форм национальной государственности народов России: республика, автономная область и автономный округ – всё это национально-территориальные начала.
Субъектами РФ признаются: край, область и город федерального значения – всё это территориальные начала.
Национально-территориальные и территориальные начала – это и есть Российская Федерация.
Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.
Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Принципы федерализма в Российской Федерации:
1) Государственная целостность - обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права.
2) Равенство и самоопределение народов - предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народов не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России.
3) Единство системы государственной власти - наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ.
4) Верховенство федерального права - федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ.
5) Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами - взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.
6) Равенство субъектов Российской Федерации - защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации.
Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов — один из принципов федеративного устройства России.
Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.
Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов:
1) Российская Федерация - внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. Нормативные акты: федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
2) Российская Федерация и ее субъекты (совместное ведение) - защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право. Нормативные акты: федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам.
3) Субъекты Российской Федерации - вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере. Нормативные акты: нормативные акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ.
В России существует несколько видов субъектов Федерации, что составляет ее особенность – 21 республика, одна автономная область, четыре автономных округов, девять краёв, 46 областей, два города федерального значения.
Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Пути изменения состава Российской Федерации
• Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.
• Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:
— путем объединения двух или более субъектов в один;
— путем разделения одного субъекта с образованием новых;
— путем выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;
— путем вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.
Основы конституционного статуса субъектов РФ:
1) Национально-территориальный принцип образования:
- республика - государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Признаки статуса: Конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; республиканское гражданство; государственный язык; собственные символы государства;
- автономная область, автономный округ.
2) Территориальные принцип образования: край, область, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) - государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Признаки: устав субъекта РФ; законодательство субъекта РФ; система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ; территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.
В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный.
В каждый из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.
Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.
|
|
|
|
|