|
|
|
Социум
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова — это:
— круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
— отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
— исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
— человечество в целом.
Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соеди¬нять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
— производство материальных благ и услуг;
— распределение продуктов труда (деятельности);
— регламентация и управление деятельностью и поведением;
— воспроизводство и социализация человека;
— духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его созна¬ния и независимо от него, в то время как духовные (идеальные) отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» лю¬дей, определяются их духовны¬ми ценностями. Примерами материальных отношений являются производственные отноше¬ния; экологические отно¬шения; отношения по делопроизводству. Примеры духовных (идеальных) отношений – это моральные, полити¬ческие, правовые, художественные, философские и религиозные отношения.
Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.
Соответственно, общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Базовые потребности человека:
- Материальные потребности
- Потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности
- Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке
- Потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании.
Основные сферы общественной жизни:
1) Экономическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это заводы, фирмы, банки, биржи и др.;
2) Социальная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.;
3) Политическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это парламент, правительство, партии, общественные организации и др.;
4) Духовная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных со¬циальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность, т.е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.
4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
|
|
|
|
|