|
|
Наука
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Рассмотрим основные разновидности науки в форме «основа классификации – виды науки»:
1) предмет и метод познания - науки о природе: естествознание; науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки); науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика; технические науки и математика;
2) «удаленность» от практики - фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику; прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания:
1. Постепенное развитие науки - истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествеников.
2. Развитие науки через научные революции - периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» (парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи).
3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания – за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего - физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
4. Развитие через интеграцию научного знания - строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Внутренние законы науки:
- преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых);
- чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции);
- сочетание процессов дифференциации и интеграции;
- углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.
Функции современной науки:
- культурно-миро¬воззренческая - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры;
- познавательно-объяснительная - осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;
- прогностическая - осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению.
|
|
|
|