|
|
|
Избирательные системы
Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
Избирательная система включает следующие компоненты:
1) Избирательное право – это комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле слова – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право). В широком смысле слова - избирательные законы и иные акты (например, инструкции, разъяснения).
2) Избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов.
Стадии
1. Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей)
2. Выдвижение и регистрация кандидатов
3. Предвыборная агитация и финансирование выборов
4. Голосование и подведение итогов выборов
Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.
Основные принципы демократического избирательного права:
1) Принцип равенства - кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов.
2) Принцип всеобщности - любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде в мире не применяются.
3) Принцип тайного голосования - все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него.
4) Принцип непосредственности - избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России.
5) Принцип состязательности - выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.
6) Принцип гласности - общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.
7) Принцип свободы выборов - любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление.
8) Принцип ограничения срока выборов - выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.
Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.
Типы избирательных систем.
1) Мажоритарная (от фр. majoritaire – большинство) система - это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Достоинства: устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа. Недостатки: получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.
2) Относительного большинства – победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 процентов. Применяется в Индии, Канаде, США и пр. Достоинства: обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство. Недостатки: частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативному голосованию; практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии.
3) Абсолютного большинства – избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 процентов плюс один голос. Применяется при выборе Президента в России и Франции. Достоинства и недостатки аналогичны системы относительного большинства.
4) Пропорциональная система – это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др. Достоинства: представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства; является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий. Недостатки: избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией; избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны; появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.
5) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система – это когда часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.
Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы Президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 по 2006 г.) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы. Достоинства: формируется действительно представительный парламент. Недостатки: в большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов; партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей.
В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.
|
|
|
|
|