|
|
|
Государство
Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли. В ее истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.
Основные теории происхождения государства:
• Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквин-ский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;
• Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;
• Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
• Договорная (естественно-правовая) (Г.Гроций, Ж.Ж.Руссо, Дж, Локк) — государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав;
• Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспе-чительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
5. Исключительные права на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег
6. Обязательность членства в государстве
7. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
8. Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)
1. Политическая — государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов
2. Экономическая - государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)
3. Социальная — осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
4. Идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации
1. Участие в решении глобальных проблем
2. Обеспечение национальной безопасности
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
Наряду с указанными основными признаками государства в современной науке выделяют дополнительные признаки:
— язык как средство общения на территории того или иного государства;
— единую оборонную и внешнюю политику;
— единую транспортную, информационную, энергетическую системы и др.
Государство осуществляет свои функции в определенных формах.
Формы осуществления функций государства — однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Формы осуществления функций государства:
1) правовая форма:
- правотворческая форма - разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов;
- правоисполнительная форма - принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);
- правоохранительная форма - контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям;
2) организационная форма:
- организационно-регламентирующая форма - текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.д.;
- организационно-хозяйственная форма - оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.;
- организационно-идеологическая форма - повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения.
Государство является главным управляющим центром политической системы общества.
Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни:
— Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов общества.
— Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,
— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.
— Государство является собственником ресурсов и средств производства.
— Государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.
— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.
Будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти.
Виды форм правления:
1) Монархия (отгр. monarchia — единовластие, самодержавие):
- абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия);
- дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал);
- парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция).
2) Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство):
- президентская (Аргентина, Бразилия, США);
- полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция);
- парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария).
Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.
Виды:
- унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
- федеративное (от лат. f oedus — союз, договор);
- конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).
Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Виды режимов:
- демократический (от гр. demo-kratia — власть народа);
- тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью);
- авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, влияние).
Виды монархий и их признаки:
1. Принадлежность законодательной власти: абсолютная – монарху; дуалистическая (от лат. duo — два) - разделена между монархом и парламентом; парламентская (конституционная) – парламенту.
2. Осуществление исполнительной власти: абсолютная и дуалистическая – монарх; парламентская (конституционная) - формально — монарх, фактически — правительство.
3. Назначение главы правительства: абсолютная и дуалистическая – монарх; парламентская (конституционная) - формально — монарх, но с учетом парламентских выборов.
4. Ответственность правительства: абсолютная и дуалистическая – перед монархом; парламентская (конституционная) – перед правительством.
5. Право роспуска парламента: абсолютная - (парламент отсутствует); дуалистическая - у монарха (неограниченное); парламентская (конституционная) - у монарха (по рекомендации правительства).
6. Право veto монарха на решения парламента: абсолютная - (парламент отсутствует); дуалистическая - абсолютное veto; парламентская (конституционная) - предусмотрено, но не используется.
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха: абсолютная - неограниченное (указ монарха имеет силу закона); дуалистическая - только в период между сессиями парламента; парламентская (конституционная) - предусмотрено, но не используется.
8. Современные государства: абсолютная - Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия; дуалистическая -Иордания, Марокко, Непал; парламентская (конституционная) - Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония.
Виды республик и их признаки:
1. Порядок избрания президента: президентская и полупрезидентская (смешанная) - избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь); парламентская - избирается на заседании парламента.
2. Порядок образования правительства: президентская - президент формирует правительство при определенном парламентском контроле; полупрезидентская (смешанная) - правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента; парламентская - правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии.
3. Ответственность правительства: президентская – перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству; полупрезидентская (смешанная) – двойная ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен; парламентская – перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.
4. Право роспуска парламент у президента: президентская – отсутствует; полупрезидентская (смешанная) и парламентская – президент имеет право роспуска парламента.
5. Наличие поста премьер-министра: президентская – отсутствует; полупрезидентская (смешанная) и парламентская – существует пост премьер-министра.
6. Объём полномочий президента: президентская – полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти; полупрезидентская (смешанная) – президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством; парламентская – президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность.
7. Современные государства: президентская – США, страны Латинской Америки; полупрезидентская (смешанная) – Австрия, Россия, Франция; парламентская – Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.
Формы государственно-территориального устройства:
1. Сущность формы государственно-территориального устройства: унитарное государство - единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство; федерация – объединение нескольких территориальных единиц в одно государство; конфедерация - объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения: унитарное государство - принимаются высшими органами власти; федерация – принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации; конфедерация – принимаются высшими органами власти государств-участников.
3. Территория: унитарное государство - единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром; федерация – образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке; конфедерация – отсутствие единой территории.
4. Политическая самостоятельность: унитарное государство – административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью; федерация – субъекты обладают определённой политической самостоятельностью; конфедерация – государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция: унитарное государство – единая; федерация – союза и субъектов, верховенство конституции союза; конфедерация – государств-участников.
6. Гражданство: унитарное государство – единое; федерация – союзное и субъектов; конфедерация – государств-участников.
7. Правовая и судебная системы: унитарное государство – единая; федерация – верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты; конфедерация – отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность: унитарное государство – в полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях; федерация – субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены; конфедерация – государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.
9. Право расторжения договора: федерация – субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации; конфедерация – может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства: унитарное государство – Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония; федерация – Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария; конфедерация – Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).
|
|
|
|
|