|
|
Государственный долг
Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Помимо проблемы погашения государственного долга, существует необходимость его обслуживания.
Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
Государственный долг
Внутренний государственный долг
Долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте
Внутренние долговые обязательства
Внешний государственный долг
Задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте
Рыночные
Долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
Нерыночные
Возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу бюджетного года, который переоформляется в государственный внутренний долг)
Внутренний государственный долг возникает как результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации.
Причины возникновения внутреннего государственного долга:
• Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
• Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
• Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
Внешний государственный долг является более серьёзной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жёсткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведёт к новым санкциям.
Сама по себе номинальная величина внешнего долга ещё ничего не говорит о состоянии экономики страны. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
— величина долга на душу населения;
— отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80 процентов);
— отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
— расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20 процентов);
— отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
Реструктуризация долга — процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).
Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
Жизнь страны, обремененной внутренним и внешним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т.е. эффективного управления госдолгом.
Меры по управлению государственным долгом
• Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
• Поиск средств для выплаты долга.
• Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
• Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведённый срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.
|
|
|
|