|
|
|
Деятельность человека
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека (ДЧ) имеет определенное сходство с активностью животного (АЖ), но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
1) ДЧ - приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. АЖ - приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.
2) ДЧ - целеполагание в деятельности. АЖ - целесообразность в поведении.
3) ДЧ - сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения). АЖ - подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.
4) ДЧ - воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. АЖ - воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств.
5) ДЧ - продуктивный, творческий, созидательный характер. АЖ - потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Методы и средства
Процесс
Результат (продукт)
Виды действий (классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий):
1) Целенаправленное действие - характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.
2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
3) Аффективное (от лат. af f ectus — душевное волнение) действие - обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д.
4) Традиционное действие - основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
Например, по используемым средствам общения:
- непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т.д.;
- опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.;
- прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;
- косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Или, к примеру, по субъектам общения:
- между реальными субъектами;
- между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.);
- между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека;
- между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений.
Функции общения:
1) социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности;
2) познавательная - познание людьми друг друга;
3) психологическая - осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека;
4) отождествления (противопоставления) - выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»;
5) организационная - организация совместной деятельности людей.
В современной науке существует несколько подходов к вопросу связи между деятельностью и общением:
— общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
— общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.;
— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
— труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
— труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности:
1) по субъекту деятельности – индивидуальная и коллективная;
2) по характеру самой деятельности – репродуктивная (деятельность по образцу) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов);
3) по соответствию правовым нормам – законная и незаконная;
4) по соответствию моральным нормам – моральная и аморальная;
5) по соотношению с общественным прогрессом – прогрессивная и реакционная;
6) по зависимости от сфер общественной жизни – экономическая, социальная, политическая и духовная;
7) по особенностям проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия).
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности:
1) Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
2) Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
3) Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
4) Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
— сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);
— преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
— общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
|
|
|
|
|