|
|
Человек и политическая жизнь
|
|
Человек и политическая жизнь
Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.
Содержание политической жизни
— Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них.
— Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство).
— Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти.
— Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов.
— Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.
— Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.
— Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления).
— Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).
Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса.
Политический статус личности — это место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (например, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ).
Политическая роль личности — это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т.д.).
ОСОБЕННОСТИ
Статичность
Динамичность
Отсылает к той позиции, которую занимает его носитель в системе политических отношений
Соотносится с поведением
Политические роли бывают двух видов: стандартизованные (поведение человека) и нестандартизованные (приводят к установлению новых типов политической деятельности). Нестандартизованные: отклоняющееся (девиантное) политическое поведение - постоянно осуждается обществом; инновационное политическое поведение - со временем закрепляется и становится естественным.
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей.
Типы политических ролей
— Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).
— Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).
— Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).
— Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).
— Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).
В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства.
Основные трактовки понятия «политическое лидерство»
Постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу
Особый вид предпринимательства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности
Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан
Символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти
Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.
Политический лидер:
- как субъект политического процесса: благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших; наделяется властными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями;
- как объект политического процесса: имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых — эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегала к его услугам; в решении тех или иных проблем всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон.
Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.
Особенности политического лидерства
— Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.
— В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.
— Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.
В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.
Функции политического лидера:
1) интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
2) ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
3) инструментальная - определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;
4) мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
5) коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
6) гаранта справедливости, законности и порядка - обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности.
Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image — образ).
Классификация типов политических лидеров:
1) Лидер-знаменосец - имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования. Примеры лидеров: основатель партии большевиков и Советского государства В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг.
2) Лидер-служитель - наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примеры лидеров: генеральные секретари ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко.
3) Лидер-торговец - обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить. Примеры лидеров: президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган.
4) Лидер-пожарный - обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Примеры лидеров: большинство лидеров в современных обществах.
Создана американским профессором Маргарет Дж. Херманн.
Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.
Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.
Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие — это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организации, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров.
Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Особенности политического участия индивида:
— Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.
— Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.
Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия:
— Случайное (разовое) участие — личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.
— Участие «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.
— Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.
Критерии политического развития личности:
— Наличие системы политических ценностей, норм.
— Стабильность политических мотивов.
— Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.
— Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.
— Степень активности участия в политической жизни.
— Способность включить других в политическую деятельность.
— Уважение к другим взглядам и позициям.
— Общий уровень политической культуры.
Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.
Формы политического участия:
— Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.
— Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.
— Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.
— Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.
— Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.
Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
Абсентеизм (лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.
Основные типы политической деятельности:
— Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.п.
— Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
— Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.
Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:
— включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений;
— удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.
Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.
|
|
|
|
|