|
|
|
Общественные отношения
В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом множеством невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам.
На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.
Социальная связь — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.
Виды социальных связей:
— социальные контакты — простые, элементарные связи между отдельными индивидами;
— социальные действия — действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т. е. осмыслены и преследуют определенную цель;
— социальные взаимодействия — систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга;
— социальные отношения — отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.
В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия — интеракция.
Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.
Немецкий социолог, философ, историк М. Вебер предложил следующую классификацию социальных действий.
Типы социального действия:
— Целерациональное — действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
— Ценностно-рациональное — действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и т.д.), принятые индивидом.
— Традиционное — действие, формируемое на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике.
— Аффективное — действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.
Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и тесная координация действий партнеров.
Условия возникновения социального взаимодействия: наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга; наличие общей основы для контактов, соприкосновения.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия.
1) По видам:
— физическое;
— вербальное (словесное);
— жестовое.
2) По сферам:
— экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели);
— профессиональное (индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора и т. д.);
— семейно-родственное (люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, бабушек и т. д.);
— демографическое (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
— религиозное (подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих);
— территориально-поселенческое (столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами).
Принято различать две основные формы социального взаимодействия — сотрудничество и соперничество.
Формы социального взаимодействия:
1) Сотрудничество:
- обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;
- направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;
- подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка и т.п.
2) Соперничество:
- стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т.е. ущемить его в неприемлемой для него степени, форме;
- отсутствие общей, совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т.д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели;
- подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена, такими как зависть, неприязнь, озлобление и т.п.
3) Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами).
4) Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов.
Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.
Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.
В отличие от социального взаимодействия социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие элементы:
— субъекты — стороны, между которыми возникают отношения;
— объекты — то, по поводу чего возникают отношения;
— потребности — отношения между субъектами и объектами;
— интересы — отношения субъект-субъект;
— ценности — отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
|
|
|
|
|